Медиация как инструмент бесконфликтной среды
Медиация как инструмент бесконфликтной среды
Павлюкевич Людмила Николаевна,
методист второй квалификационной категории,
Государственное учреждение образования
«Центр творчества детей и молодёжи
Центрального района г. Гомеля»,
г. Гомель, проспект Ленина, 22,
35-87-79
Круглова Анна Сергеевна,
методист второй квалификационной категории,
Государственное учреждение образования
«Центр творчества детей и молодёжи
Центрального района г. Гомеля»,
г. Гомель, проспект Ленина, 22,
35-87-79
Аннотация
Данное методическое описание посвящено медиации как одному из конструктивных способов разрешения конфликтов среди учащихся в системе дополнительного образования детей и молодежи. Медиация является одной из наиболее перспективных методик работы с конфликтами. Ее цель заключается в примирении конфликтующих сторон при помощи специально обученных посредников, владеющих особыми коммуникативными и конфликт логическими навыками. Создание службы медиации в дополнительном образовании детей и молодежи станет главным методом урегулирования споров. Прежде всего, ребята, которые посещают объединение по интересам «Лидер», смогут помочь учащимся примириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, которая может возникнуть в учреждении образования. Обучение команды «Мы – команда службы примирения» позволит снизить уровень конфликтности, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения. Одной из наиболее адаптивных форм медиации, которую можно применить к объединению по интересам «Лидер», является Круг сообществ. Он позволит не только найти выход из любой конфликтной ситуации, но и научит слушать и осмысливать творческие идеи без конфликтов и конкуренции, взаимодействовать с другими ярко выраженными лидерами.
Ключевые слова
Медиация, медиативный подход, медиатор, конфликт, конфликтная ситуация, переговоры, Круг сообществ, хранитель, волонтер, моббинг.
Развитие образовательной среды, активное внедрение новых методик и информационных технологий оказывают влияние как на систему дополнительного образования детей и молодежи в целом, так и на ее субъекты. Эти изменения вызывают необходимость совершенствования подходов к организации образовательного процесса с целью сохранения стабильности и уменьшения частоты конфликтных ситуаций [7, с.12].
Безусловно, необходимость совершенствования системы профилактики противоправного поведения и внедрения инновационных методик в сфере урегулирования конфликтов в учреждениях образования с каждым годом приобретает более важное значение. Медиация как способ урегулирования конфликтов в учреждениях образования начинает набирать популярность.
В учреждениях образования учащиеся проводят большую часть своего времени и часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно и быстро, без участия родителей, педагогов или администрации.
Конфликты среди учащихся в учреждениях образования являются достаточно распространенными, это неизбежная часть человеческих отношений, однако необдуманные поступки человека в конфликтной ситуации весьма опасны.
Сгладить их без обращения к административному аппарату помогает медиация – разрешение споров с участием нейтрального посредника.
Данная процедура в мире успешно применяется в самых разных сферах – от корпоративных, коммерческих, страховых, трудовых, семейных споров до конфликтов, связанных с интеллектуальной собственностью или авторским правом. В Республике Беларусь данный институт с каждым годом находит все больше сторонников, а эксперты все чаще говорят о его перспективности.
Существует мнение, что появление этого института в его современном виде связано с практикой разрешения споров в США. Сегодня законодательство о медиации успешно работает не только в США, но и во многих европейских странах. Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности этого института.
В Республике Беларусь развитие медиации отличается от международной практики. Повсеместно она начала применяться главным образом по спорам, возникающим из семейных и трудовых правоотношений, однако со временем новый институт стал применяться и в других сферах [2, с. 53; 8].
Так как система дополнительного образования имеет потенциально конфликтную среду, которая представлена учащимися и взрослыми разных возрастов, национальностей, культур, социальных слоев (рис. 1), медиация является отличным способом урегулирования конфликтов в данной сфере.
Грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая «наука»: знать о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, уметь сдерживать свои эмоциональные реакции, понимать состояние своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозировать последствия конфликта и многое другое.
Медиация активно развивается в учреждениях образования Республики Беларусь, где в большинстве случаев в роли посредников выступают сами учащиеся [1, с. 63].
Однако, понятие «школьная медиация» собирательное, его можно применять ко всему многообразию вариантов взаимодействия участников образовательного процесса. Определение «школьная» в данном случае рассматривается в качестве характеристики такого института, как дополнительное образование детей и молодежи, которое, на наш взгляд, достаточно актуально и своевременно [7, с. 13].
Так, медиация в дополнительном образовании детей и молодежи направлена на решение главной задачи – создать безопасное пространство, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно.
Как правило, учащийся в объединении по интересам, а в данном случае мы говорим об объединении «Лидер», должен быть заинтересован в обучении навыкам медиации и их последующем применении между другими учащимися на волонтерских началах.
Медиация имеет ряд преимуществ, которые позволяют ускорить разрешение конфликтов, являясь реальным рабочим инструментом, она позволяет человеку почувствовать в себе силу самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией. Ее технологии конструктивно разрешают различные конфликты, направляют любые переговоры в русло сотрудничества, тем самым ориентируют их на результат «выигрыш-выигрыш».
Слово «медиатор» в переводе с латинского означает «посредник». Это наиболее точно отражает суть его деятельности. Главная функция медиатора заключается в создании благоприятной обстановки для взаимодействия сторон в поиске взаимовыгодных договоренностей, способных разрешить конфликтную ситуацию. Как правило, медиатор не принимает решения и не дает сторонам советов. Медиатор является нейтральным лицом, он управляет и контролирует процесс переговоров, концентрирует стороны на поиски решения проблем, но не имеет права давать оценку позициям сторон или каким-либо иным образом влиять на принятие решения [3, с. 84].
Результатом работы посредника является соглашение сторон, благодаря которому они уверены, что интересы каждого будут удовлетворены. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем.
Таким образом, медиация в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи позволит:
- эффективно разрешать разноплановые разногласия и споры между участниками образовательного процесса;
- создавать условия для предотвращения противоправных действий, учащихся с девиантным поведением;
- способствовать улучшению качества взаимодействия в семье и образовательном процессе [7, с. 13].
Качество медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора.
Процесс медиации должен соответствовать ряду принципов:
- нейтральность: принцип предполагает, что медиатор не принимает чью-либо сторону в вопросах виновности или невиновности, а является независимым посредником, помогающим самостоятельно найти решение;
- прозрачность процедуры: медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
- конфиденциальность: предполагает такое обязательство как, неразглашение сведений, полученные в ходе процедуры [1, с. 64-65]. Медиатору в учреждении образования желательно в соответствии с принципами процесса медиации создать кодекс и придерживаться его правил (приложение 2) [9, с. 66].
Основным методом работы при медиативном подходе является беседа, в ходе которой медиатор устанавливает доверительные отношения с участниками конфликта. Формируя у учащихся умение разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей, кроме этого они учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, чуткости, сопереживанию к чужой беде.
В процессе общения стороны имеют возможность выразить свои потребности и чувства, разобраться в ситуации и действовать сообразно принятой ответственности. Таким образом, ключом к пониманию поведения участников конфликтной ситуации является представление об их внутренних потребностях, желаниях и чувствах, стоящих за внешними проявлениями.
Безусловно, привитие учащимся навыков мирного подхода к урегулированию споров, повышение их самостоятельности в выработке условий мирного урегулирования, принятие ответственности за собственные решения является важной составляющей процесса образования.
Участие учащихся в деятельности команды «Мы – команда службы примирения» позволит каждому реализовать себя с положительной стороны, разглядеть и продемонстрировать окружающим способность быть полезным.
Так как дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь одним из основных принципов в своей практике считает принцип индивидуализации обучения, то внедрение взаимопомогающих и взаимоподдерживающих медиативных практик, особенно в условиях отсутствия в некоторых учреждениях дополнительного образования ставок педагогов-психологов и педагогов социальных, несомненно является важным шагом на пути профилактики девиантного поведения учащихся. Одной из наиболее адаптированных форм медиации, предотвращающей конфликтные ситуации и уместной к применению в учреждении дополнительного образования детей и молодежи является Круг сообществ.
Круги сообществ («Peacemaking Circles») представляют собой способ урегулирования конфликтов при котором члены определенного сообщества разрешают те или иные спорные вопросы. История знает немало примеров: традиции североамериканских индейцев, цыганские суды, войсковые советы, копные суды в Великом княжестве Литовском [4, с. 36].
В основе механизма данной практики лежит вопрос о том, как учащимся совместно сосуществовать на протяжении периода обучения. Традиции обсуждения и решения проблем на исторических формах судов, перечисленных выше и стали основой Кругов сообществ. Через совместное обсуждение участниками своих переживаний, ими создается эмоциональная связь в Круге и начинается поиск конструктивного выхода из конфликта. Организация процессов взаимодействия с помощью выслушивания проблем, идей и интересов, часто приводит к результату, имеющему глубокий исцеляющий эффект.
Цель Круга сообществ заключается в том, чтобы найти конструктивный подход к способу решения конфликта, привлекая при этом максимальное количество участников конкретного сообщества. Так как объединение «Лидер», как правило, посещают наиболее активные, амбициозные и креативные учащиеся, естественно возникает конфликт идей, интересов и видения творческого процесса, кроме этого, среди учащихся могут быть и те, кто склонен к девиантному поведению. Проблемные ситуации, недопонимания, порой выливающиеся в открытые конфликты, и уместно решать с помощью Круга сообществ. Данная форма является оптимальной, так как позволяет урегулировать конфликты всех учащихся, посещающих данное объединение по интересам. Применение Круга сообщества уместно и в таких конфликтах как: педагог-педагог, педагог-учащийся, педагог-родитель, родитель-родитель [6, с. 61-62].
Круг сообщества организуется и проводится командой, которая состоит из ведущего (хранителя) и помощников (волонтеров). Схематично его можно представить следующим образом:
Хранителем круга (медиатором) сообщества выступает, как правило, педагог. Однако, пройдя этапы соответствующего обучения, им вполне может быть любой учащийся объединения. Ниже представлен примерный план подготовки хранителя (таблица 1) [9, с. 44-49].
Таблица 1 – Этапы подготовки учащихся-медиаторов
I этап (организационно – ознакомительный)
|
№
п/п
|
Мероприятия
|
Цель
|
1
|
Проведение бесед о сущности процесса медиации, проблемах конфликтов подростков
|
Выявление учащихся, заинтересованных проблемой урегулирования конфликтов и желающих участвовать в ее решении. Формирование группы учащихся, желающих обучаться переговорам и медиации
|
II этап (обучающий)
|
2
|
Обучение учащихся переговорам и медиации по плану подготовки медиаторов
|
Систематизация знаний о конфликтах (структура, динамика, этапы развития, способы разрешения). Формирование коммуникативных, переговорных, и медиативных навыков у учащихся
|
План подготовки медиаторов
|
№
п/п
|
Мероприятия
|
Задачи
|
1
|
Вводное тестирование
|
Диагностика
|
2
|
Коммуникативные тренинги: сплочения, активного слушания, умения задавать вопросы, невербальной коммуникации
|
Формирование представлений об эффективных и неэффективных способах вербального и невербального общения и убеждения
|
3
|
Ведение тетради медиатора
|
Анализ полученных результатов
|
4
|
Конфликты:
- лекция «Что есть конфликт?»;
- анализ видеороликов «Конфликтное поведение»;
- дискуссия «Плюсы и минусы конфликта»;
- беседа «Моббинг в подростковой среде»;
- ролевая игра «Эффективное преодоление конфликта».
|
Знакомство с основными понятиями конфликтологии, причинами конфликта.
Отработка навыка распознания конфликтов.
Формирование представлений о признаках и последствиях моббинга. Отработка поведения в ситуациях конфликтного общения
|
5
|
Переговоры:
- лекция «Что такое переговоры?»;
- тактики ведения переговоров;
- деловая переговорная игра
|
Знакомство с тактиками и стратегиями переговоров. Анализ переговорных сценариев. Обучение технологиям переговоров, ориентированным на сотрудничество
|
6
|
Медиация:
- знакомство с технологией медиации;
- отработка вступительной речи хранителя;
- тренинг использования коммуникативных инструментов хранителя;
- проведение учебных медиаций;
- итоговое тестирование
|
Знакомство с технологией медиации.
Практическое использование медиации в переговорах в рамках конфликтной ситуации.
Отработка навыков активного слушания, выявления интересов сторон, поисков решения
|
Волонтерами в Круге сообщества могут быть педагоги и учащиеся объединения. Они должны пройти соответствующее обучение по методике проведения Кругов сообществ. Далее формируется команда. На данном этапе необходимо определить ценности, которые будут положены в основу проведения Круга [5, с. 30].
При проведении Круг сообществ разбивается на этапы и фазы, отражающие принципы процесса медиации (рис. 2). Этапы и фазы Круга сообщества приведены ниже (таблица 2) [6, с. 63-67].
Таблица 2 – Этапы и фазы Круга сообществ
№
п/п
|
Этап
|
Фазы
|
Задачи
|
Ценности
|
Содержание
деятельности
|
1
|
Подготовка к проведению Круга сообществ
|
–
|
Организовать проведение Круга сообществ на основе принципов восстановительной медиации;
поддержать конструктивное обсуждение идей организации Круга среди учащихся; выделить ценности, определяющие практику проведения Круга
|
Взаимоподдержка, взаимопомощь, сопричастность участников Круга;
взаимоуважение, мирное сосуществование и укрепление позитивных связей между участниками Круга;
свобода высказываний;
принятие участниками ответственности за решения, принятые в результате обсуждений Круга
|
Подготовка осуществляется хранителем и волонтерами, которые обсуждают актуальность ситуации для Круга, определяют участников Круга, с которыми будут проводиться предварительные встречи и их формат
|
2
|
Предварительные встречи
|
–
|
Сформулировать вопросы Круга сообществ
|
Принцип добровольности и ответственности
|
Хранителем и волонтерами определяются средства и формы предварительных встреч (индивидуальные беседы, беседы в малых группах, анкетирование и т. д.)
|
3
|
Проведение Круга сообществ
|
Фаза 1:
создание основы для диалога
|
Организовать пространство, в котором участники Круга смогут актуализировать свои ценности
|
Уважать символ слова;
говорить честно;
слушать участников с уважением;
оставаться в Круге до его совершения;
соблюдать конфиденциальность
|
Волонтеры рассаживают участников таким образом, чтобы быть рядом с наиболее эмоциональными учащимися и иметь возможность сглаживать их высказывания.
Хранитель приветствует собравшихся и предлагает выбрать символ слова – предмет, обозначающий говорящего.
Первая фаза предполагает «раунд личных историй», в рамках которого каждый участник Круга делится историей из своей жизни, не связанной с темой Круга. Подобный прием способствует сплочению. Результатом такого раунда становится изменение отношений в Круге: они становятся более человечными могут взглянуть на ситуацию с разных стороны
|
Фаза 2:
Обсуждение
конфликтной ситуации
|
Сохранить пространство высказывания-слушания, не допустить эскалации конфликта; поддержать единство Круга
|
Принципиально важно, чтобы на данном этапе высказался каждый
|
Хранитель начинает раунд обсуждения, в котором участники показывают свое отношение к конфликтной ситуации
Волонтеры помогают хранителю управлять диалогом «сглаживая» наиболее резкие высказывания, поддерживая позитивные моменты
|
Фаза 3:
Рассмотрение возможных вариантов решения
|
Создание условий для достижения консенсуса;
Формулирование вопросов, требующих решения
|
Акцентирование на важности принятого решения и ответственности за него всеми участниками Круга
|
Хранитель просит высказаться о путях решения проблем, запуская по кругу символ слова, пока все не выскажутся.
После возвращения символа к хранителю подводится итог сказанного
|
Фаза 4:
Достижение соглашения
|
Определение общей точки зрения и пунктов конечного соглашения
|
|
Проверка хранителем и волонтерами реалистичности пунктов соглашения
|
Фаза 5:
Закрытие круга
|
Обмен впечатлениями о проведенном Круге
|
|
Хранитель подводит итоги, дает участникам круга обратную связь.
|
После проведения Круга сообществ, хранителем обязательно должна поддерживаться связь с участниками Круга и руководителем объединения, педагогом-психологом и педагогом социальным (если таковые имеются). В некоторых случаях, глубина эскалации конфликта может быть предельно большой. В таких случаях требуются проведение не одного, а нескольких Кругов либо Кругов, основным вопросом обсуждения которых будет являться эффективность внедрения решений первого Круга.
Не стоит забывать о роли руководителя объединения по интересам в проведении Круга сообщества. Ни в коем случае Круг не должен являться буквальным продолжением образовательного процесса, ведь его цель не поучать и критиковать, а открывать новые перспективы для размышлений учащихся. Руководитель выступает с учащимися на равных, ощущает и переживает проблему, ищет способ её разрешения вместе с ними [6, с. 67].
Являясь частью медиативных процессов, Круги сообществ представляют собой ценный дополнительный ресурс по урегулированию конфликтов. Данная форма позволит учащимся с лидерскими качествами научиться слышать и понимать друг друга, превращая конкуренцию в уникальный процесс генерирования новых идей и путей разрешения конфликта.
На наш взгляд, медиация является достаточно эффективным средством урегулирования конфликтов в системе дополнительного образования детей и молодёжи. Однако стоит понимать, что сама идея применения медиации в дополнительном образовании детей и молодёжи может стать успешной, только в том случае, если будет поддержана большинством участников образовательного процесса.
Ввиду отсутствия во многих в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи ставок педагога-психолога и педагога социального, Круги сообществ, как форма медиации, представляют собой практико-ориентированную альтернативу разрешения конфликтов, в которой в равной степени заинтересована администрация, педагоги, родители, а, главное, учащиеся.
Литература
- Бельская, И. А. Первые шаги в школьной медиации в Республике Беларусь / И. А. Бельская // Юстиция Беларуси. – № 9. – С. 62-65.
- Василевская, С. Искусство решать конфликты: медиация / С. Василевская // Экономика Беларуси. – № 2. – С. 52-57.
- Власова, Л. В. Медиация как инструмент разрешения конфликтов в Республике Беларусь / Л. В. Власова // Налоги Беларуси. – 2017. – №34. – С. 84-88.
- История государства и права Беларуси: пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов, В. А. Шелкопляс. – Минск: Тесей, 2004. – 139 с.
- Каменков, В. С. Новеллы в школьной медиации: круги сообщества / В. С. Каменков // Юстиция Беларуси. – 2017. – № 9. – С. 28-32.
- Кожевников, В. Максудов, Р., Каменков, В. Круги сообществ в медиации: как это работает в школе / В. Кожевников, Р. Максудов, Р. Каменков // Юридический мир. – 2017. – № 12. – С. 60-67.
- Лесникова, С. Г. Возможности применения медиации в образовательной среде / С. Г. Лесникова // Воспитание школьников. – 2014. – №10. – С. 12-17.
- Луговцова, Е. И., Егорова, Ю. Н. Организация школьной службы медиации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2018/05/Lugavcova_Organiz_scholl_slujbi_mediacii.pdf. – Дата доступа: 27. 12. 2019 г.
- Юферова М. А., Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В., Стрелова А. И. Медиация в системе в образования / М. А. Юферова, О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук, А. И. Стрелова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. – 67 с.
Приложение 1
рис. 1 Участники конфликтов в системе дополнительного образования
рис. 2 Гид по медиации
Приложение 2
Кодекс этики медиатора
Принцип самоопределения. Самоопределение является фундаментальным принципом медиации. Процесс разрешения конфликта должен быть основан на взаимовосприятии сторонами единого решения. Данное решение должно быть принято добровольно. Обе стороны в любое время имеют право отказаться от участия в процессе медиации. Медиатор не имеет права судить о взвешенности решений, принимаемых сторонами.
Беспристрастность и нейтральность медиатора. Должны быть исключены все прецеденты предвзятости. Мировоззрение личности, её вероисповедание не должны влиять на позицию медиатора. В случае невозможности оставаться беспристрастным и объективным, медиатор должен остановить процесс медиации. Если все стороны, не сомневаются в нейтральности медиатора, процесс медиация может быть продолжен. В противном случае, процесс медиации должен быть прекращен.
Компетенция медиатора. Медиатор должен быть хорошо обучен, обладать опытом и необходимыми знаниями, умениями и навыками медиации. В случае сложной ситуации, испытывая нехватку профессиональной квалификации для решения необходимых задач, он может остановить медиацию или попросить помощи у другого более профессионального медиатора.
Принцип конфиденциальности. Медиатор должен сохранять конфиденциальность процедуры медиации. Ожидание сторон, связанные с этим, нужно уважать. Они зависят от обстоятельств конфликта. Любая информация в ходе медиаций считается конфиденциальной. Кроме той, на которую получено разрешение на возможность разглашения от сторон или необходимость разглашения которой требуется законом. О необходимости сохранять конфиденциальность медиации медиатор должен поставить в известность стороны.
Качество медиации. Медиатор не имеет право искажать факты. Медиация должна соответствовать принципу самоопределения сторон. В обязанности медиатора входит обеспечение качества процесса. Медиатор должен поддерживать между сторонами атмосферу взаимоуважения. Каждая сторона должна иметь возможность полноценно участвовать в дискуссии. Стороны должны решить сами, каким образом они будут договариваться, как прекратят медиацию и какую ответственность будут нести за принятые решения.
Обязательства медиатора. Медиатор должен постоянно развиваться в практике ведения медиации, совершенствовать свои знания, самообразовываться. Он должен быть толерантным, уметь уважать разные точки зрения, взаимодействовать с коллегами и учиться у них.